В каком случае следует искать посетителя вне Интернета? На этот вопрос можно дать короткий ответ: потенциального посетителя нужно искать при каждом удобном случае, поскольку нет ника­кой разницы, откуда ему стало известно о вашем сайте. Вопрос заключается лишь в том, какой случай стоит считать удобным, а какой — нет.

Уместность использования традиционных, внесетевых каналов распространения рекламы для продвижения интернет-сайта мож­но определить исходя из финансовой целесообразности реклам­ных мероприятий. Проще говоря, необходимо понять, будут ли оправдывать себя вложения в традиционную рекламу.

Платить или не платить?

Если речь идет о рекламе товаров и услуг, которая планировалась и будет проводиться независимо от наличия интернет-ресурса, то продвигать сайт в рамках таких мероприятий крайне выгодно.

Опишем четыре бесплатных шага по продвижению сайта вне Сети.

^ Шаг первый. Адрес сайта должен быть указан на всех носите­лях вашего фирменного стиля, а именно: визитных карточках, бланках, прайс-листах, наклейках, буклетах, конвертах, сувенирной продукции. Поручите специалистам, которые занимаются ва­шим фирменным стилем, интегрировать адрес сайта (URL) во все имеющиеся средства визуальной идентификации и производите дальнейшее тиражирование описанной продукции с уже включен­ным в нее интернет-адресом. Затраты на проведение таких работ будут близки к нулю, и если в результате их проведения вы полу­чите хотя бы одного клиента, то это уже успех. Отсюда вывод: та­кие действия рекомендованы абсолютно всем.

^ Шаг второй. Интегрируйте адрес интернет-сайта во все суще­ствующие рекламные материалы фирмы. URL, наравне с телефо­ном или почтовым адресом, должен присутствовать на листовках, рекламных модулях в СМИ, наружной рекламе, в радио- и телеро­ликах. На этом этапе ваши затраты непосредственно на рекламу сайта тоже будут близки к нулю (ваши рекламные объявления просто удлинятся на три-четыре слова).

^ Шаг третий. Задействуйте сайт в качестве источника получения информации клиентами и партнерами. Разумеется, такая информа­ция действительно должна присутствовать на интернет-сайте. То­гда вы сможете говорить: «Дополнительную информацию о работе нашей фирмы вы можете получить по телефону 123-45-67 и в Ин­тернете, по адресу: наша-фирма.ru». Как видите, такой подход тоже не требует дополнительных вложений и сколько-нибудь зна­чимых трудозатрат.

^ Шаг четвертый. Используйте сайт в PR-деятельности фирмы. С одной стороны, ваш интернет-ресурс можно пропагандировать среди журналистов как канал получения наиболее полной и опе­ративной информации о деятельности фирмы. С другой стороны, стоит ссылаться на сайт во всех публикациях PR-направленности. И в первом, и во втором случаях финансовые затраты настолько мизерны, что о них даже не приходится говорить, но потребуется планомерная работа PR-менеджера и понимание им поставленной задачи.

Кроме описанных универсальных способов продвижения сай­та в режиме off-line существуют и более затратные варианты рек­ламы вашего ресурса. Речь идет о мероприятиях, в ходе которых вы рекламируете только свой сайт. Такие мероприятия могут при­нести ощутимую отдачу, но вместе с тем требуют глубокого ана­лиза и оценки целевых аудиторий.

Так, например, рекламный эффект от публикации URL в раз­личных средствах массовой информации очень неравномерен. Причина этого в первую очередь связана с аудиторией, на которую рассчитаны сами издания. Это означает, что чрезвычайно важ­но учитывать запросы этой аудитории и само собой наличие до­ступа к Интернету. Данные исследовательского агентства Gallup Media показывают, что наиболее вовлеченной в Интернет являет­ся аудитория финансовых, новостных и, разумеется, компьютер­ных изданий. Значит, именно эти издания больше всего привлека­тельны для публикаций. Но что делать, если целевую аудиторию вашего сайта составляют совсем не финансисты и не компьютер­щики, а в новостных изданиях она представлена слабо? Бывает и так, что прямая реклама сайта вне Сети по статистическим сооб­ражениям не может принести удовлетворительного результата. Именно поэтому план мероприятий по продвижению сайта дол­жен включать и раздел о целесообразности их проведения в режи­ме off-line. В нем как минимум должно содержаться краткое ис­следование наличия целевой аудитории, использующей Интернет на выбранных рекламных площадках.

При рекламе сайта традиционными методами стоит учитывать и временной фактор. Чем больше времени пройдет от рекламного контакта, тем меньше вероятность посещения вашего интернет-сай­та. Особенно это относится к уличной наружной рекламе, на кото­рую большинство потенциальных посетителей просто не в состоя­нии отреагировать немедленно в силу удаленности от компьютера. Значит, наружная реклама должна быть либо хорошо запомина­ющейся, либо массированной (в идеальном случае – и то и другое). Что касается рекламы в печатных изданиях и на листовках, то она должна сопровождаться пояснениями и комментариями, побужда­ющими не только сохранить саму листовку, но и зайти на ваш сайт за дополнительной информацией или по другой причине.

В телевизионной и радиорекламе наиболее выгодной является так называемая импульсная реклама, побуждающая не только за­помнить интернет-адрес, но и немедленно посетить сайт. [1, 18]
^ Имя сайта как инструмент привлечения посетителей

Нетрудно заметить, что во всех без исключения случаях, рассмотренных выше, речь в первую очередь идет о том, чтобы потенциальный посетитель запомнил URL. Это предъявляет определенные требования и к самому адресу интернет-сайта. Укажем на главные.

^ Требование первое. Адрес сайта должен быть коротким и запо­минающимся. Это означает, что вам придется забыть о вариантах вроде провайдер.ru/моя-фирма, которые, конечно, сэкономят вам порядка 40 долларов, но значительно снизят запоминаемость вашего интернет-адреса. К тому же длинные адреса заставляют по­тенциальных клиентов и партнеров задумываться о том, стоит ли связываться с компанией, у которой нет 40 долларов на нормаль­ный URL.

^ Требование второе. Адрес сайта должен быть осмысленным. Он должен соответствовать либо названию компании, либо роду ва­шей деятельности. В зависимости от того, будете ли вы реклами­ровать при помощи сайта продукты или саму фирму, нужно вы­брать оптимальное решение. К примеру, хлебопекарня «Булки, Бублики и Плюшки России», может иметь в качестве URL несколь­ко вариантов:

bulki-bubliki-and-plushki-of-russia.ru – в принципе пра­вильный с точки зрения продвижения брэнда, но слишком сложный URL, запомнить который будет непросто;

bbpr.ru – тоже правильный, но абсолютно неизобрета­тельный вариант, удобный для визиток, но не для произнесе­ния вслух;

bulki.ru, sdoba.ru, bublik.ru – наиболее разум­ные адреса, удобные и для запоминания, и для рекламы, если, конечно, сайт создается именно с целью рекламы продукции и услуг, а не имени фирмы;

^ Требование третье. Вы должны предусмотреть возможность пользовательской ошибки. Посетитель вправе допускать любые ошибки, а вы должны воспринимать их как должное. Это относится и к адресу интернет-сайта. Если вы скажете клиенту, что URL вашего сайта — вова.ру, то он может набрать на своем компьютере следующие комбинации букв:

vova.ru;

wowa.ru;

и даже boba.ru.